Физическая нагрузка. Тема работы: Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе Последовательность обучения детей физическим упражнениям таблица
Этапы обучения физическим упражнениям
Последовательность обучения физическим упражнениям
Процесс физического обучения состоит из нескольких этапов. Поэтому для достижения наилучших результатов необходимо соблюдать следующую последовательность этапов:
· ознакомление;
· разучивание;
· закрепление и совершенствование;
· профилактика и коррекция ошибок.
Упражнение надо показывать до тех пор, пока занимающиеся полностью не поймут технику его выполнения.
Для облегчения восприятия используют замедленный темп выполнения упражнения.
Эффективность разучивания определяется следующими факторами:
· уровнем физической подготовки обучаемых;
· сложностью упражнения;
· педагогическим мастерством преподавателя;
· наличием необходимых условий для выполнения упражнения;
· уровнем мотивации обучаемых.
Этот этап характеризуется постепенным увеличением нагрузки и различными усложнениями.
Этап закрепления можно проводить в форме соревнования для стимуляции максимальной выкладки спортсменов и создания условий для проявления инициативности.
Профилактика и коррекция ошибок - необходимый компонент процесса обучения, направленный на обеспечение безопасности физической деятельности.
Плотность занятия - это показатель эффективности использования времени тренировок, определяемый как отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, ко всему времени занятия.
Плотность занятий:
Различают 2 вида плотности занятия:
Физическую нагрузку увеличивают постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Существует следующие методы повышения нагрузок:
· непрерывный - начинается с небольшой нагрузки и с каждой последующей тренировкой она непрерывно и постепенно растет. Применяется при небольших сроках обучения и однородном составе обучаемых;
· ступенчатый - на протяжении нескольких тренировок нагрузка неизменна, а затем возрастает. Осуществляется в группах с различным уровнем подготовленности занимающихся;
· волнообразный - заключается в периодических колебаниях величины нагрузки. Сначала она медленно увеличивается от занятия к занятию, затем, достигнув определенного уровня, начинает снижаться. Это позволяет восстановить силы и лучше овладеть техникой выполнения упражнений. Затем все это повторяется на другом уровне.
Двигательные умения и навыки
Двигательное умение -- способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык.
Двигательный навык -- автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач. Особенно ярко это выражается в подвижных играх.
Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность: возможность многократно повторять заученное движение, не снижая качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического порядка (сильные эмоции, необычная обстановка и т. п.). Со стабилизацией связана возможность длительного сохранения навыка без упражнения: навыки езды на велосипеде, плавания, передвижения на лыжах, на коньках сохраняются в основных чертах на протяжении всей жизни.
В процессе становления навыка появляются легкость, ритмичность движений, возникают специализированные восприятия («чувство воды» в плавании, «чувство снега» в ходьбе на лыжах, «чувство ребра» в фигурном катании, «чувство мяча» в играх). 27, с. 35
По мере упрочения навыка повышается роль двигательного анализатора, «мышечного чувства», зрительный контроль переключается на условия выполнения движения и появляется возможность варьировать технику в зависимости от рельефа местности, сопротивления внешних сил, ограничения пространства и т п. Вариативность двигательного навыка связана с возникновением нового умения -- применять приобретенный навык в сложных меняющихся условиях, в целостной деятельности. Такие умения всегда осознаются.
Понятие «навык» не обязательно означает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда несовершенное движение повторяется многократно. Поэтому надо детей сначала научить правильно выполнять упражнения и только после этого переходить к закреплению навыка.
Таким образом, практическое значение двигательных навыков для ребенка очень велико. Они дают ему возможность быстро и точно выполнять действия, содействуют возникновению положительных эмоций, которые оказывают влияние на успешность выполнения работы. 35, с.19
Этапы обучения детей физическим упражнениям
Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:
1) первоначальное разучивание,
2) углубленное разучивание,
3) закрепление навыка и совершенствование техники.
Первоначальное разучивание . На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.
Углубленное разучивание . Задача второго этапа -- создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.
Закрепление навыка и совершенствование техники . Задача третьего этапа -- закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.
Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия. 27, с. 44
Процесс обучения. В физическом воспитании, как и в каждом учебном предмете школы, главной целью обучения является вооружение учащихся определенными знаниями, умениями и навыками.
На практических занятиях дети получают минимум необходимых знаний о физических упражнениях, об их выполнении. Здесь же они приобретают необходимые умения в выполнении упражнений.
Многократное выполнение упражнений приводит к тому, что упражнение воспроизводится легко, свободно, без особого напряжения, вырабатывается определенный навык в его выполнении. Дальнейшее совершенствование полученного навыка повышает количественные н качественные показатели.
Кроме того, в процессе обучения учитель дает рекомендации по использованию физических упражнений во внеучебное время, в режиме дня.
Так учитель постепенно ведет учащихся к выполнению упражнений, к совершенствованию выполнения н применению упражнений в жизни.
Руководящая роль учителя в процессе обучения и активная деятельность учащихся создают благоприятные условия для всего педагогического процесса.
Воспитывающий характер обучения. Вооружая учащихся доступными знаниями, умениями и навыками в области физического воспитания, учитель вместе с тем содействует воспита* пию у школьников коммунистической морали.
Рассказывая детям о достижениях и победах советских спортсменов, о новых стадионах, бассейнах, дворцах спорта, учитель воспитывает у школьников чувство советского патриотизма, гордости за Родину, за свой народ.
Взаимная помощь при выполнении упражнений и выручка в играх, совместное выполнение поручений учителя воспитывают у детей чувство дружбы, товаршц"ества, коллективизма.
Соблюдение правил в играх, хорошее выполнение общественных обязанностей (дежурство, раздача и сбор инвентаря) на уроке способствуют воспитанию честности, добросовестности, ответственности за порученное дело. Преодоление трудностей при выполнении упражнений в равновесии, прыжках, лазанье, спусках с гор, а также различных усложнении в упражнениях воспитывает такие ценные качества, как настойчивость, смелость, решительность. Строгое соблюдение установленных правил на уроках, требовательность к внешнему виду учащихся, наличие единой формы, образцовый внешний вид учителя, хорошее санитарно-гигиеническое состояние мест занятий содействуют воспитанию аккуратности, точности, опрятности.
Четкое ведение урока учителем, выполнение команд, сигналов, распоряжений воспитывают дисциплинированность, выдержку.
Правильная организация урока, целесообразное использование времени на уроке, активность учащихся способствуют воспитанию организованности детского коллектива.
Положительные эмоции, вызванные учителем в результате умелого, правильного подбора и проведения упражнений, создают у детей бодрое, жизнерадостное настроение, имеющее решающее значение для всей деятельности учащихся.
Важное значение в процессе обучения имеют принципы и методы обучения.
Принципы обучения. Обучение учащихся физическим упражнениям осуществляется в соответствии с дидактическими принципами советской педагогики.
Систематичность и последовательность при обучении физическим упражнениям. Весь учебный материал преподносится учащимся в определенной последовательности и определенном объеме. В этом отношении большое значение имеет государственная программа. Материал программы изучается систематически. Новый материал увязывается с пройденным, постепенно расширяются и углубляются знания, умения, навыки. Систематичность при обучении достигается правильным планированием учебного процесса.
При прохождении программного материала вначале изучаются менее сложные виды упражнений, затем более сложные. Например, простейшие виды лазанья по гимнастической стенке и скамейке в I и II классах подводят к лазанью по канату в старших классах.
В отдельных видах упражнений также соблюдается принцип систематичности и последовательности. От простых, элементарных
упражнений постепенно переходят к более сложным. Так, в обще-развивающих упражнениях от одного-двух элементов переходят к трем-ч"етырем; от упражнений на два - четыре счета к упражнениям на восемь - двенадцать счетов, от симметричных, одноименных к асимметричным, разноименным; в прыжках в высоту от произвольного способа к способам «согнув ноги», «перешагивание»; в лыжной подготовке от передвижения произвольным способом к одновременному бесшажному ходу и т. д.
Важным также является систематическое нарастание нагрузки как в отдельно взятом уроке, так и от урока к уроку. Это приводит к лучшим результатам в физическом развитии детей. Постепенное нарастание нагрузки является непременным условием предупреждения травм.
При обучении отдельным упражнениям вначале создаются облегченные условия, потом условия постепенно усложняются (например, вначале равновесие на полу, затем упражнения на скамейке, бревне; передвижение на лыжах по ровной местности, далее по умеренно пересеченной и т. д.).
Принцип сознательности и активности учащихся. Процесс обучения строится на понимании и сознательном усвоении учащимися учебного материала. Для этого учитель разъясняет ученикам значение физических упражнений, учит детей правильному выполнению, предупреждая ошибки и исправляя их. Он стремится к тому, чтобы учащиеся понимали весь изучаемый материал, активно его воспринимали и переносили по мере возможности в свою повседневную жизнь. Надо, чтобы в результате занятий у школьников возрастал интерес к физической культуре, физическим упражнениям, чтобы у них появилось желание заниматься больше и лучше не только на уроках, но и в секциях, участвовать в физкультурных мероприятиях, упражняться дома.
Учитель в начале каждого урока ставит перед детьми конкретные задачи, указывая, для чего и как нужно выполнять эти задачи и почему так, а не иначе. Важно убедиться в том, что задачи поняты учащимися, поняты трудности в выполнении задач. Это повышает активность учеников, их интерес.
Для повышения активности и сознательности учитель приучает детей к посильному анализу происходящего на уроке, наблюдению за движениями своих товарищей, оценке выполнения и самостоятельному исправлению ошибок.
Исправление ошибок самими учащимися является выражением сознательности в изучении упражнений.
Выполнение учениками посильных заданий (подготовка мест занятий, инвентаря, построение класса, самостоятельное выполнение упражнений) активизирует учащихся, способствует сознательному отношению к делу.
Принцип прочности знаний и навыков. Решающее значение для прочного усвоения знаний и навыков имеет повторение и совершенствование в выполнении пройденного материала.
Для выработки прочных навыков упражнения повторяются не только в обычных (привычных) условиях, но и в изменяющихся, усложненных. Совершенствование навыков в выполнении упражнений допустимо лишь в том случае, если учащиеся усвоили правильные способы их выполнения. Большое значение для повышения работоспособности организма имеет систематическая тренировка, под влиянием которой физические упражнения выполняются легче и лучше и для их выполнения требуется меньшая затрата сил и времени. Прочному усвоению знаний и навыков способствует также заинтересованность учащихся.
При планировании учебного материала необходимо предусматривать возможное, ограниченное количество видов упражнений, так как выполнение большого количества задач по многим видам физических упражнений повлечет к распылению внимания учащихся, в результате чего они плохо усвоят материал.
Самостоятельное выполнение учащимися изучаемых упражнений на уроках и во внеурочное время способствует прочности знаний п навыков.
Регулярная проверка и оценка знаний, умений и навыков, выявление и поощрение достижений способствуют лучшему усвоению изучаемых движений и действий.
Принцип доступности. Учебный материал по физическому воспитанию должен быть доступным для усвоения. Однако это не значит, что он должен быть легким.
Легкие упражнения демобилизуют учащихся, ослабляют их внимание и почти не требуют усилий. Трудные, непосильные упражнения приводят к тому, что ученики теряют веру в свои силы. Посильные упражнения стимулируют достижение более трудных задач.
В процессе обучения физическим упражнениям следует идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Следуя принципу доступности, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, состояние здоровья, физическую подготовленность и в соответствии с этим подбирать посильный для них материал.
Принцип наглядности. Для правильного усвоения физических упражнений необходимо непосредственное восприятие их. Это лучше всего достигается показом упражнения.
Показ должен быть образцовым, влекущим детей к подражанию, Но одного показа недостаточно. Поэтому показ необходимо сочетать с объяснениями, обращая внимание учащихся на глазное, на то, что есть общего и что отличает данное упражнение от ранее изученных.
Сочетание показа с объяснением обеспечивает осмысливание упражнения, что необходимо для правильного выполнения. Чтобы лучше и быстрее усвоить упражнения с определенным темпом и ритмом, показ надо сочетать со слуховым восприятием (подсчет,
музыка, метроном). Кроме показа упражнений учителем и учащимися, наглядность осуществляется также демонстрацией картин, рисунков, фотоснимков.
Принцип наглядности применяется на всех стадиях обучения: при ознакомлении с новым материалом, а также при совершенствовании умений и навыков в выполнении упражнений.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В практике физического воспитания применяется много различных методов и методических приемов обучения.
Методы можно объединить в следующие три группы;
а) словесные (объяснение, рассказ, беседа, распоряжение,
команда, указание);
б) наглядные (показ, использование наглядных пособий);
в) практические (упражнения, соревнования).
Все многообразие методов и методических приемов находится в тесной взаимосвязи. Применяя их в различных сочетаниях, учитель обеспечивает полноценный процесс физического воспитания.
Словесные методы
Объяснение применяется во всех классах школы. Оно раскрывает сущность упражнения, создает у детей представление о движение (как надо выполнять то или иное движение).
Объяснение должно быть кратким, конкретным, доступным, образным и соответствовать уровню развития учащихся.
Это обязывает шире пользоваться образными сравнениями. Однако образы должны подбираться правильно, помогая лучшему выполнению упражнений. Например, желая, чтобы дети выполняли подскоки как можно выше, учитель сравнивает их с высоко отскакивающим мячом: «Давайте прыгать, как мячики»; тихую и мягкую ходьбу на полусогнутых ногах учитель сравнивает с поступью кошки: «Идите тихо, мягко, как кошка».
Во время объяснений дети узнают много новых слов: шеренга, колонна, приседание, стоики, гимнастическая стенка, бревно, мат.
К объяснениям надо тщательно готовиться. Их необходимо давать правильным, литературным языком, эмоционально, с уместным изменением интонаций, ободряюще и настораживая, громко, тихо.
При объяснении сложных упражнений надо акцентировать внимание детей на главном, чтобы они осознанно выполняли их.
Объяснение является одним из основных методов обучения,так как оно дает учашимся наиболее полное представление об изучаемом материале.
Рассказ применяется при ознакомлении детей с новыми видами упражнений (примеры из спортивной жизни); при изучении новой
14 Заказ № №1)5 Я»
игры, имеющей сюжет и конкретные образы; при проведении ряда упражнений, объединяемых единой сюжетной линией.
Ценность рассказа как метода состоит в том, что новый материал сообщается в занимательной, повествовательной форме. Это способствует лучшему усвоению изучаемого материала и эффективному выполнению упражнений.
Помня высказывания К- Д- Ушинского о том, что, «...облекая первоначальное учение в формы, краски, звуки, словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше учение доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления»", учитель применяет яркий, образный рассказ при проведении целого комплекса различных упражнений.
Тематические рассказы («Пионерское лето», «Режим дня», «День в пионерском лагере», «Экскурсия в лес», «Поездка в поезде» и др.) способствуют сообщению интересных и полезных сведений. Учитель во время рассказа сможет ознакомить детей с самыми разнообразными упражнениями (построения, перестроения, ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье, равновесие, упражнения типа зарядки, игры).
Метод рассказа применяется главным образом в работе с учащимися младших классов.
Этот метод очень трудоемкий и требует большой подготовки. Однако получаемый эффект оправдывает затраченные усилия.
Требования к рассказу: краткость и образность изложения, выразительность, эмоциональность. Рассказ, как правило, всегда сочетается с объяснением.
Беседа проводится в вопросо-ответной форме. Учитель путем наводящих вопросов выясняет степень усвоения материала (как выполнять упражнение, правила игры), а также побуждает учащихся к высказыванию своих мыслей.
Беседа является удобной формой общения учителя и учащихся. Этот метод используется для того, чтобы установить связь пройденного с изучаемым, выяснить, насколько правильно понят детьми изложенный материал, активизировать вниманиеучащихся. Во время беседы учитель лучше узнает детей.
Беседа всегда должна быть целенаправленной, краткой, интересной. Она может применяться во всех начальных классах школы.
Распоряжения и команды. Для руководства учащимися при выполнении ими физических упражнений и в процессе проведения урока учитель пользуется распоряжениями и командами.
Под распоряжением понимается словесное указание учителя на уроке, которое не имеет определенной формы, но связано с выполнением упражнений или других действий учащихся.
1 К. Д. У щ и н с к и й. Избр. пед, произв. М., «Просвещение», 1968, стр. 106-107.
Распоряжения применяются во всех классах школы. В начале обучения в I классе распоряжение является необходимым этапом при подготовке детей к выполнению команд.
К распоряжениям относятся указания учителя о подготовке места для прыжков, снарядов, инвентаря (мячей, палок, скакалок и др.).
Все распоряжения учителя должны быть ясными и четкими.
Отдавая распоряжения и требуя обязательного их выполнения, учитель тем самым воспитывает у учащихся дисциплину и приучает их к организованным действиям в коллективе. Каждое распоряжение должно отдаваться учителем авторитетно и спокойно.
Под командой понимается распоряжение учителя, которое имеет определенную форму, установленный порядок его произношения и совершенно точное содержание.
Каждая команда является сигналом к выполнению или прекращению действия. Выполнение часто сопровождается подсчетом, регулирующим темп и ритм упражнения. В команде и подсчете имеет значение интонация, при помощи которой выполнение может стать более выразительным, плавным или отрывистым, свободным или напряженным.
Команды для выполнения упражнений подаются во всех классах школы. В младших классах их мало, в старших больше. Все команды, подаваемые учителем, должны быть едиными по форме, тогда и выполнение их будет строго определенным и одинаковым для всех учащихся.
При проведении урока надо умело пользоваться распоряжениями и командами как для выполнения упражнений, так и для организации учащихся. Необходимо помнить, что хорошо поданная команда, уместно и правильно отданное распоряжение уже сами по себе имеют большое организующее влияние на учащихся и дисциплинируют их.
Указания применяются во всех классах школы при выполнении упражнений («Спину держите прямее», «Выше голову», «Наклоните туловище», «Согните руки больше» и др.). Указания могут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одному ученику.
Своевременные, уместные указания помогут лучшему выполнению упражнений. Указания должны быть краткими, точными, побуждающими к действию, требовательными.
Наглядные методы
Показ упражнения. Среди методов обучения самым доступным является показ. В наглядных методах показ упражнения
занимает ведущее место.
Применение наглядности вообще, а показа в частности необходимо в обучении учащихся младшего возраста.
Чтобы показ был более эффективным, необходимо хорошо организовать детей и создать условия для наблюдения. Демонстрация упражнении должна проводиться с такого места, которое было бы хорошо видно всем занимающимся. Если позволяют условия, то учителю лучше занять место на возвышении.
Когда упражнение показывается перед разомкнутой колонной, то впереди должны стоять дети меньшего роста. Если учитель демонстрирует упражнения во время движения учащихся, то он должен идти им навстречу, а если в кругу, то стоять рядом с учениками.
Показывая упражнения, учитель может находиться в различном положении по отношению к учащимся (лицом, спиной, боком). Например, приседание с выпрямленной спиной, наклоны туловища вперед и назад, поднимание ног вперед и назад лучше показывать, находясь боком к уч"еникам, а упражнения с положением рук за спиной, за головой, повороты налево, направо, кругом надо демонстрировать, стоя спиной к занимающимся.
Иногда учитель, показав упражнение, делает его вместе с детьми, в этом случае он должен стоять лицом к учащимся и выполнять его зеркальным способом, т. е. выполнять вправо, если ученики делают влево.
Как правило, упражнение демонстрирует учитель. Показ должен быть образцовым, побуждающим детей к подражанию. Однако к показу упражнений можно привлекать и учащихся, которые усвоили упражнения и могут служить примером для остальных. Такой прием положительно влияет на детей. Они видят, что упражнение делает их товарищ, значит, и они сумеют его выполнить. Очень важно перед показом привлечь детей к активному наблюдению, указав им, на что следует обратить внимание.
Обычно упражнения демонстрируются не один раз (это зависит от сложности упражнения). Первый показ должен дать общее представление об упражнении. По мере усвоения упражнения демонстрируются отдельные элементы, детали. Это может быть выполнено учителем или учеником (в это время учитель обращает внимание детей на детали).
Показ всегда сочетается с объяснениями. Так как младшие школьники сохраняют большую склонность к подражанию, то, показывая упражнение, лучше сравнивать его с движениями дровосека, маятника, шурупа, крыльев птицы, ног лошади, шага гуся, насоса и т. д. Такой прием облегчает усвоение упражнений, а выполнение его становится эмоциональнее и живее.
Сочетание показа с объяснением бывает в различных вариантах:
1) сначала упражнение демонстрируется, потом даются пояс
нения к нему;
2) сначала упражнение объясняется, потом демонстрируется;
3) демонстрация сопровождается объяснением.
В работе с учащимися младших классов чаще всего применяется вначале показ, а затем объяснение. Так же поступает учитель и в работе со старшими при ознакомлении их с новым материалом. Объяснение предшествует показу в том случае, если детей необходимо подготовить к наблюдению (чтобы наблюдение было целенаправленным). Это чаще всего бывает при повторении упражнений. Упражнения относительно сложные, состоящие из нескольких элементов (на каждом из которых надо остановить внимание детей), обычно одновременно показываются и объясняются.
Для создания правильного представления о движении часто используются наглядные пособия.
Это могут быть картины, таблицы, рисунки, фотоснимки. Их можно рассматривать на уроке под руководством учителя или самостоятельно, во внеурочное время, если они будут вывешены в классе или зале.
Пособия должны быть красочными, простыми, интересными. Их можно приобрести в магазине или изготовить в школе.
Большое внимание в работе следует уделять предметным ориентирам, которые создают реальные условия для выполнения упражнений.
Известно, что дети охотно выполняют упражнения, связанные с определенным результатом: достать, перепрыгнуть, перебросить, влезть, попасть в цель и т. д. Этому во многом помогут предметные ориентиры.
Например, чтобы бросить мяч под определенным углом, протягивают на нужной высоте веревку (ориентир при метании), а при броске мяча в заданной плоскости ставят высокие узкие цели; чтобы при беге шаги были определенной длины и дети бежали по прямой, беговую дорожку размечают линиями; чтобы при прыжке в длину был выше взлет, поперек ямы протягивают веревочку и т. д.
Подобные предметные ориентиры способствуют более успешному овладению техникой движений. Урок проходит интереснее, эмоциональнее, с большей активностью учащихся.
Практические методы
Упражнения. Основной задачей обучения является формирование у занимающихся прочных навыков в движениях. Чтобы решить эту задачу, необходимо многократное повторение изучаемых движений.
Планомерные упражнения детей в изучаемых движениях способствуют достижению более высоких показателем физической подготовленности, имеют неоценимое оздоровительное и образовательное значение. На первоначальном этапе обучения метод упражнения лучше применять в относительно постоянных условиях.
Многократное повторение помогает быстрее овладеть техникой движения и улучшает качество выполнения.
При разучивании движений применяются два метода: в целом и по частям. Они характеризуются тем, что вначале показывается упражнение в целом, без деления на элементы. Затем, по мере освоения основы упражнения (в порядке постепенности),изучаются отдельные элементы.
Например, при обучении лазанью по канату вначале показывается упражнение в целом. После того как у учащихся создастся представление об этом упражнении, приступают к обучению по элементам (захват каната ногами, перехват рук, подтягивание и т. д.).
Таким образом, на фоне общего, целостного упражнения перед учащимися предстают отдельные его элементы, овладение которыми приведет к правильному выполнению упражнения в целом.
При обучении прыжкам в высоту или в длину с разбега ученики также вначале знакомятся с упражнением в целом, а потом их внимание акцентируется на отдельных элементах прыжка (разбег, толчок, полет, приземление и т. д.). Овладев этими составными элементами, учащиеся переходят к комплексному выполнению элементов, а затем к правильному выполнению прыжка в целом.
Такая последовательность применяется в обучении всем сложным движениям. Учитывая задачи и нормы физиологической нагрузки на организм, нельзя давать учащимся сразу большое количество повторений в выполнении упражнения в целом. Кроме того, частое повторение всего упражнения без необходимого изучения элементов его может привести к образованию неправильного навыка, который уже трудно будет исправить.
Чтобы быстрее и лучше овладеть элементами сложного упражнения, вначале их надо выполнять в облегченных условиях. Так, при прыжках в высоту вначале рекомендуется прыгать через веревочку (планку), установленную на небольшой высоте, упражнения в равновесии выполнять на достаточно широкой опоре и низко расположенном снаряде и т. д. Усложнять условия можно лишь тогда, когда дети будут унеренно выполнять задание в облегченных условиях. Совершенствовать умения и навыки можно в играх и соревнованиях.
Соревнование как метод совершенствования применяется после того, как у учащихся образовался некоторый навык. Практически он состоит в том, что во время прохождения учебного материала выявляются лучшие команды, группы или отдельные учащиеся. Например, при проведении бега группами по два-три человека устанавливаются победители забегов; ври проведении прыжков выявляются лучшие прыгуны; во время метания в цель или на дальность - лучшие метатели; при организации и проведении игры - команды-победительницы.
Соревновательный метод повышает интерес детей, способствует лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Он позволяет также за короткий промежуток времени значительно увеличить физиологическую нагрузку на организм. Кроме того, командные игры содействуют воспитанию у детей чувства коллективизма. Однако нужно учитывать, что соревновательный метод создает известные предпосылки для проявления зазнайства, эгоизма со стороны отдельных учащихся (победителей).
Пользоваться соревновательным методом надо весьма осторожно, так как это снижает точность выполнения упражнения и вызывает большое нервное и физическое напряжение учащихся.
Большое напряжение и сильное возбуждение может отрицательно сказаться на самочувствии детей, их поведении и на взаимоотношениях друг с другом. Это обязывает учителей весьма осторожно относиться к использованию соревновательного метода на уроках. С учащимися младших классов элементы соревнования следует ограничить играми, имеющими соревновательный характер («К своим флажкам», «Передача мячей», «Кто дальше бросит?», «Мяч среднему», «Вызов номеров», игры-эстафеты и др.).
В старших классах соревнования на уроках можно проводить по всем видам школьной программы. При этом основное внимание детей надо сосредоточить на лучших достижениях команды, группы, а не на личных результатах (их следует отмечать без особого подчеркивания).
Исправление ошибок
При выполнении физических упражнений и во время игр учащиеся иногда допускают ошибки и нарушают правила. Ошибки бывают общие и индивидуальные. Если ошибка допускается всем классом или большинством учеников, то надо прекратить выполнение упражнений и обратить внимание занимающихся на совершенную ошибку. При этом объяснение следует сочетать с показом. В том случае, когда среди детей есть такие, которые правильно делают упражнения, желательно, чтобы они показывал» их, а учитель объяснял бы технику выполнения.
Ошибки у отдельных учеников исправляются индивидуально. Учитель, не прекращая работы с классом, подходит к учащемуся, допустившему ошибку, и дает необходимые указания. При выполнении упражнений у учащихся бывают различные ошибки. Например, в прыжках у одних детей бывают ошибки в разбеге, у других - в толчке, у третьих - в полете, у четвертых - в приземлении, и т. д. Очень хорошо, если после указания учителя ученик перед выполнением задания сам расскажет, на что он должен обратить внимание при повторении упражнения.
1Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям. На основе анализа научных данных, дано определение двигательного навыка, описаны стадии его формирования у детей дошкольного возраста. Дополнена и конкретизирована методика формирования двигательных навыков, разработанная А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, Н.В.Полтавцевой. Подробно изложена технология поэтапного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям. В ходе экспериментальной проверки определены задачи обучения и продолжительность каждого этапа обучения, выделено соотношение наглядных и словесных методов.Определены задачи каждого этапа обучения движениям: на этапе первоначального разучивания создается элементарное представление о движении, последовательности его выполнения. На этапе углубленного разучивания уточняются детали техники физического упражнения, на этапе закрепления и совершенствования техники навык переносится в подвижную игру, детям предлагаются творческие задания.
дети дошкольного возраста.
физическое воспитание
формирование двигательного навыка
этапы обучения физическим упражнениям
технология поэтапного обучения физическим упражнениям
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с., ил.
2. Семенова Т.А. Формирование осознанности у детей старшего дошкольного возраста при выполнении физических упражнений. // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. – Выпуск 2. Том 15. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. С 21-24
3. Семёнова Т.А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх: дис. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 272 с., ил.
4. Степаненкова Э.Я., Семенова Т.А.Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх. Монография. – М.: Издательство «Спутник +», 2013. – 199 с.
5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368с.
Приоритетным направлением работысовременной дошкольной образовательной организации является формирование у дошкольников рациональных, экономных, осознанных движений и перенос их в повседневнуюигровую деятельность.Основным специфическим средством физического воспитания детей дошкольного возраста являются физические упражнения, то есть те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания. Следовательно, необходимо подчеркнуть, что физические упражнения не отождествляются и тем более не могут подменяться трудовыми или бытовыми действиями, для их формирования необходима система целенаправленного обучения .
Научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области физиологии, психологии и педагогики, в том числе работы И.С.Сеченова, П.Ф.Лесгафта, И.П.Павлова, Н,А.Бернштейна, А.В.Запорожца, В.Райха, М.Фельденкрайса, Е.П.Ильина и др. подтверждают, что обучение человека движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой переход от знаний и представлений о действии к умению его выполнять. Затем, в результате многократных повторений, к двигательному навыку.
Специалистами в области физического воспитания детей дошкольного возраста (А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, Н.В.Полтавцевой и др.) разработаны основы методики поэтапного формирования двигательных навыков. Однако, как показывает практика работы дошкольных образовательных организаций Москвы и Московской области, воспитатели не владеют данной методикой, не используют потенциальные возможности движений для всестороннего развития личности ребенка.Педагоги в основном прибегают к механическому показу, мало обращаются к сознанию детей, не раскрывают зависимость между правильно принятым исходным положением и конечным результатом движения .
Данное обстоятельство позволило выделить противоречие между несоответствием состояния развития теоретических положений науки о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса, с другой. Разрешение данного противоречия составило цель исследования - разработать технологию поэтапного формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процессформирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология поэтапного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.
Задачи исследования:
- изучить научную литературу по проблеме формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста;
- разработать технологию поэтапного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям и апробировать ее в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Как показал анализ научной литературы, под навыком понимается автоматизированное умение, двигательный автомат, образовавшийся в результате обучения, вследствие многократного повторения определенного двигательного действия (Л.П.Матвеев, В.С.Фарфель и др.). По мнению А.Ц. Пуни, автоматизированное действие - осознано по слову. То есть ребенок может объяснить последовательность выполняемого им упражнения и, соответственно, по слову может его выполнить. Исследования Н.А.Бернштейна подтвердили, что правильно поставленное упражнение должно повторять раз за разом не то или иное средство решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи с постепенным уточнением и совершенствованием средства .
Технология поэтапного обучения детей физическим упражнениям опирается на закономерности формирования двигательных навыков и включает три этапа:
I - этап первоначального разучивания двигательного действия;
II - этап углубленного разучивания движения;
III - этап совершенствования техники движения.
Описание технологии поэтапного обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста.
На первом этапе - первоначального разучивания движения-ставятся следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном акте, научить выполнять его в общих чертах, то есть, соблюдая правильную последовательность элементов.
Продолжительность первого этапа - одно занятие. В виду того, что первоначальное представление о движении может быть создано только один раз, на следующем занятии будут ставиться уже другие задачи.
На данном этапе необходимо оказать воздействие на все основные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный; обеспечить ребенку всестороннее восприятие задания,активизировать его сознание.
Для этого воспитатель использует разнообразные приемы обучения примерно в такой последовательности.
1) Название упражнения.
2) Слитный показ: правильный, безукоризненно четкий показ образца движения, без каких-либо комментариев. Он выполняется воспитателем от начала до конца, в надлежащем темпе, что позволяет детям воспринять целостный образ движения в его динамике, заинтересоваться им и стремиться к его выполнению.
3) Подетальный показ движения в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение.
В практике работы воспитателя это выглядит примерно следующим образом. Воспитатель говорит: «Ребята, сегодня мы разучим новое упражнение, оно называется «Карандаш». Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает без объяснения в надлежащем темпе). А теперь посмотрите еще раз и послушайте. Исходное положение: основная стойка - пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Начинаю упражнение с правой ноги. (В данном случае воспитатель осуществляет зеркальный показ, то есть, показывает движения левой ногой). Правую ногу ставлю вперед на носок, в сторону, назад, возвращаюсь в исходное положение. Повторяю те же движения левой ногой: левую ногу вперед на носок, в сторону, назад, в исходное положение. А теперь попробуйте выполнить это упражнение самостоятельно! Исходное положение: основная стойка, проверьте, пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Внимание! Упражнение с правой ноги начинай! Правую - вперед на носок, в сторону, назад, приставили.Теперь левую - вперед, в сторону, назад, приставили.Правую - вперед, в сторону, назад, приставили. Левую... И последний раз... Молодцы, закончили упражнение».
При самостоятельном выполнении движения дети, слушая указания педагога, проверяют практически сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за тем, как дети поняли задание. Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, он уточняет, разъясняет и при необходимости еще раз показывает их.
На данном этапе обучения воспитатель не использует счет (раз, два, три и т.д.), так как он препятствует осознанному выполнению движения. В то же время слова, воздействуя на сознание детей, вызывают ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии (вперед, в сторону, назад) и дают представления о движении частей собственного тела (поставить на носок, приставить).
Все эти приемы обеспечивают образование временных связей в коре головного мозга и способствуют сознательному запоминанию ребенком всей последовательности двигательных элементов, составляющих данное упражнение, объединению их в целостный образ с опорой на мышечные ощущения.
Указанные приемы используются, начиная со средней группы детского сада. В младших группах поэтапное обучение физическим упражнениям также применяется, хотя имеет свою специфику. Преимущественно используются игровые приемы, а показ образца движения сочетается с одновременным объяснением воспитателя и активным вовлечением детей в такие же действия.
Выполнение упражнения детьми педагог обязательно сопровождает поощрением, которое способствует созданию эмоционально-положительного отношения ребенка к движению и определяет успех начального этапа формирования двигательных навыков.
На втором этапе - углубленного разучивания движений - решаются задачи уточнения правильности выполнения деталей техники разучиваемого действия, постепенного исправления ошибок и точного выполнения движения в целом.
Продолжительность второго этапа зависит от сложности двигательного действия, например: формирование умения «держать гимнастическую палку хватом сверху» требует меньше времени, чем обучение дошкольников навыку «прыжка в длину с разбега».
Учитывая механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов данного действия и конкретность ощущений от выполняемого движения.
В процессе сознательного повторения движения постепенно развивается дифференцировочное торможение, повышается роль второй сигнальной системы. Благодаря указаниям воспитателя, носящим роль тормозного раздражителя, все мешающие ребенку движения постепенно затормаживаются, отпадают. Закрепляются только те движения, которые соответствуют действительному показу или подкрепляются словом воспитателя.
На данном этапе обучения воспитатель использует разнообразные методические приемы, примерная последовательность их может быть следующей.
1) Название упражнения.
2) Напоминание техники движения.
Необходимо пояснить, что на втором этапе обучения двигательные действия всегда детям знакомы, поэтому педагог подбирает методы и приемы обучения в зависимости от сложности выполняемого движения. Простые по содержанию и структуре упражнения воспитатель напоминает, используя только приемы словесного метода, не пользуясь наглядным показом. Более сложные движения целесообразно напомнить, используя показ движения с пояснением.
3) Уточнение деталей техники движения.
4) Самостоятельное выполнение упражнения детьми.
В практической деятельности воспитателя движение на этапе углубленного разучивания может быть реализовано следующим образом. После того, как дети займут нужное исходное положение, воспитатель говорит: «Ребята, вспомните упражнение, которое мы выполняли на прошлом занятии, оно называлось «Карандаш». Мы принимали исходное положение - пятки вместе, носки - врозь. Ставили правую ногу вперед на носок, затем в сторону, назад и возвращались в исходное положение. Потом выполняли эти же движения левой ногой». Такое напоминание вызывает в сознании детей образ движения во всей его последовательности, и дети могут выполнить его без показа воспитателя. При этом у них активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить упражнение.
Для уточнения деталей техники, педагог обращает внимание детей на отдельные элементы движения, например: «Будьте внимательны, нога должна быть прямой как карандаш, ноги в коленях не сгибаем». Ввиду сложности данного упражнения, целесообразно сочетать показ движения с объяснением выполняемых действий.
В ходе обучения воспитатель обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий, используя поощрение, например: «Молодцы, красиво стоите, спина прямая, плечи расправлены», или, предупреждая ошибки: «стараемся как можно дальше отставить ногу!»
Воспитатель следит за выполнением упражнения каждым ребенком, для этого он заранее перестраивает их в две колонны. Одна колонна выполняет движение, педагог при этом словом или мягким исправлением позы оказывает индивидуальную помощь отдельным детям. Стоящие в другой колонне дошкольники слушают указания воспитателя и видят практический пример, к которому надо стремиться.
Воспитатель может предложить ребенку вспомнить и рассказать, как выполняется упражнение «Карандаш». При этом предлагается план: «Вспомни, исходное положение ног, рук; с какой ноги начинается движение; что надо выполнить сначала, что потом; как закончить». Этот прием вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. По словам Н.А.Бернштейна, когда есть точный мысленный план движения, то исполняющей части - мышцам и суставам - гораздо легче физически выполнить то, что запрограммировано в головном мозгу - аппарате мышления .
На этапе углубленного разучивания используются разнообразные варианты выполнения упражнения:
- изменение исходного положения корпуса, ног, рук.
Например, упражнение «Карандаш» можно выполнять, изменив исходное положение рук: за голову, к плечам, за спину, в стороны, перед грудью и др.
- использование предметов при выполнении упражнения (гимнастической палки, косички, султанчиков, обруча и т.п.).
- смена расположения детей на спортивной площадке (в колонну по два, по три, в две шеренги, в круг, в несколько кругов,свободно, в шахматном порядке, и т.д.).
- изменение места проведения упражнения (физкультурный или музыкальный зал, групповая комната и т.п.).
- выбор формынепосредственной организованной деятельности с детьми (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, индивидуальная работа и др.).
Эффективен на данном этапе прием выполнения некоторых элементов упражнения с закрытыми глазами. При этом мышечные ощущения уточняются за счет исключения контроля зрительного анализатора . Постепенно приобретенные ребенком двигательные навыки закрепляются, стимулируется его творчество и самостоятельность.
Этап углубленного разучивания движения можно считать пройденным, если абсолютно все дети в группе могут выполнить движение осознано, то есть, по слову.
На третьем этапе - совершенствования техники движения - решаются задачи закрепления и совершенствования приобретенного навыка владения двигательным действием, создание условий для применения его в подвижных играх и повседневной деятельности, стимулирование самостоятельности и творчества детей.
На данном этапе ребенок сознательно воспринимает задание, внимание его сосредоточено на качестве движений, так как действия уже автоматизированы. Последовательность методических приемов примерно следующая.
1) Название упражнения.
2) Самостоятельное выполнение упражнения детьми.
3) Творческие задания по выполнению движений.
На этапе совершенствования техники двигательного действия воспитатель говорит: «Следующее упражнение - «Карандаш». Исходное положение - основная стойка, руки на пояс. Исходное положение принять! Упражнение с правой ноги начинай!» В сознании детей по одному названию знакомого им двигательного действия возникает вся его последовательность, и они выполняют упражнение быстро и четко.
Чтобы движения детей при самостоятельном выполнении какого-либо двигательного действия были согласованными, воспитатель регулирует их отдельными словами, например: «Правую - вперед на носок!». Отставляя после этого ногу вперед, дети сами говорят: «Вперед». Воспитатель снова говорит: «В сторону», дети продолжают: «Назад» и т.д. .
На третьем этапе педагог может использовать счет, музыку. Экспериментально проверена эффективность приема интонационного варьирования счета для стабилизации навыка, например: «Раз, два, три, четыре. Раз - два, три - четыре. Раз, два, три - четыре и т.п. Раз - два - три - четыре» .
В творческих заданиях ребенку предлагается внести изменение в знакомое упражнение; придумать, как можно его выполнить по-другому: подобрать предметы, изменить исходное положение, выполнить в парах или придумать свое, оригинальное.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что технология поэтапного обучения физическим упражнениям направлена не только на формирование двигательных умений и навыков, воспитание психофизических качеств, но и на развитие творчества, раскрытие духовного потенциала детей дошкольного возраста .
Рецензенты:
АнтоноваА.В., д.п.н., профессор, профессоркафедры психолого-педагогического образования МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва;
ЗацепинаМ.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Семенова Т.А. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16152 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Этапы обучения детей физическим упражнениям
Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:
1) первоначальное разучивание,
2) углубленное разучивание,
3) закрепление навыка и совершенствование техники.
Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.
Углубленное разучивание. Задача второго этапа - создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.
Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа - закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.
Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.
Общеразвивающие упражнения, и их классификация.
Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений
Основная характеристика общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела) проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног.
Упражнения указанных групп могут быть направлены:
На развитие отдельных двигательных качеств и способностей – силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и т.д.;
На развитие свойств психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.;
На повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно – сосудистой системы, активизации обменных процессов.1
Все общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.)
Общеразвивающие упражнения могут выполняться:
При свободном построении в звенья, в круг,
При построении в колонны (передача предметов друг другу), в кругу с большой веревкой,
Группами с большими гимнастическими обручами, веревками,
Классификация по анатомическому признаку
Упражнения для рук и плечевого пояса (поднимание рук с палкой вверх, опускание палки за спину, рывковые движения рук назад и т.п.) направлены на формирование правильной осанки, т.к. при этом укрепляются мышцы, помогающие держать спину прямо, сближать лопатки. При отведении рук в стороны, круговых движениях рук наряду с мышцами плечевого пояса и рук в работу включаются мышцы, укрепление которых улучшает дыхательную функцию.
Упражнения:
Поднимание и опускание прямых рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно, то же со сжиманием и разжиманием кистей рук;
Сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных исходных положениях;
Круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;
Повороты рук внутрь и наружу из положения руки вперед, вверх, в стороны, назад;
Взмахи и рывковые движения рук;
Свободное потряхивание расслабленных рук.
Упражнения для туловища
Наклоны, повороты, круговые движения головой;
Повороты головы и туловища вправо, влево;
Наклоны головы и туловища вперед (с прямой и согнутой спиной с поворотами направо и налево), наклоны в стороны с различными положениями рук – из разных исходных положений;
Круговые движения туловища с различными положениями рук;
Поднимание и опускание туловища, лежа на животе, на спине;
Сгибание и разгибание туловища, в упоре лежа, в упоре стоя, на коленях;
Расслабление мышц тела из положения сидя, лежа.
Упражнения для туловища и шеи влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, т.к. способствуют растягиванию связок, а это определяет анатомическую подвижность суставов. Упражнения с наклонами вперед и в стороны позволяют добиться нормального поясничного изгиба. Особенно полезны упражнения из исходного положения лежа на спине и животе, т.к. позвоночник освобожден от тяжести тела и может избирательно укреплять мышцы. В упражнениях с наклонами при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения лежа на спине укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, поэтому эти упражнения очень полезны. Упражнения для туловища и шеи выполняются в различных пространственных соотношениях, поэтому они оказывают воздействие на развитие координации, пространственных ориентировок. Повороты, вращения, необычные положения частей тела по отношению к его центру тяжести активизируют работу вестибулярного аппарата, что улучшает функцию равновесия. Как правило, велика нагрузка на мышцы в упражнениях туловища и шеи. Работу выполняют все части тела, все крупные мышцы. Это значительно повышает обменные процессы, развивает силу мышц.
Особое внимание целесообразно уделить упражнениям на мышцы плечевого пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма. Вращения головой (повороты, наклоны, круговые движения) нужно выполнять плавно, в невысоком темпе.
Упражнения для ног.
Поднимание и опускание ног из исходных положений сидя, стоя, лежа;
Сгибание и выпрямление ног;
Махи ногами вперед, назад, в стороны с опорой и без опоры руками;
Приседы и полуприседы, пружинящие движения в приседе;
Круговые движения стоп ног из разных исходных положений;
Удерживание ног в различных положениях (статические упражнения) – нога согнута в колене, вытянута вперед, в сторону, назад;
Отставление ноги на носок вперед, в сторону, назад. Мышцы ног эффективно укрепляются прыжковыми упражнениями1.
Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость. Особенно полезны различные движения стопой, любые движения ног с оттянутыми носками, приседания. Поднимание, махи ногами, приседания влияют на развитие подвижности суставов, укрепление, растягивание крупных мышц и связок ног и таким образом на развитие силы и гибкости ног. Многие упражнения для ног, в особенности дозированные приседания и прыжки, укрепляют сердечно - сосудистую систему, повышают физиологическую нагрузку, улучшают процессы обмена.
Исходные положения
Положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения называются исходными. Они имеют существенное значение для выполнения упражнения, от них зависит устойчивость тела, нагрузка на отдельные группы мышц, амплитуда движения, его четкость. Изменение исходного положения ведет к перестройке структуры движения. В общеразвивающих упражнениях для дошкольников используются исходные положения для туловища – стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, стоя на одном, двух коленях, на четвереньках, а приседе и разнообразные исходные положения для рук и ног.
Положение ног1
Основная стойка – пятки вместе, носки врозь, положение рук может быть различным – употребляется как организующий момент перед началом и по окончании упражнений в средней и старшей группах;
Стойка ноги сомкнуты – носки и пятки вместе;
Стойка ноги слегка расставлены (на ширину ступни) для дошкольников наиболее целесообразна, т.к. обеспечивает устойчивость;
Стойка ноги врозь – ноги расставлены на ширину плеч, шага;
Стойка ноги шире плеч – ноги широко разведены, носки слегка развернуты;
Стойка ноги врозь, правая (левая) впереди – ноги на ширине ступни, шага, носки слегка развернуты;
Стойка на коленях – колени, голени и носки опираются о пол всей длиной, носки вытянуты, руки вниз;
Стойка в упоре на коленях – тело опирается на кисти рук и ноги, согнутые в коленях, колени, голени и носки опираются о пол всей длиной, носки вытянуты, голова вперед.
Положение рук2
Руки вперед – прямые руки подняты на высоту и ширину плеч, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу;
Руки вверх – прямые руки подняты вверх на ширину плеч и отведены назад до отказа, ладони обращены внутрь;
Руки в стороны – прямые руки подняты на высоту плеч, слегка отведены назад, ладони обращены вниз;
Руки на пояс – кисти рук опираются о гребень подвздошной кости четырьмя пальцами вперед, локти и плечи отведены назад так, чтобы лопатки сохраняли нормальное положение;
Руки назад – прямые руки отведены назад до отказа на ширине плеч, ладони внутрь;
Руки перед грудью – согнутые в локтях руки подняты так, чтобы кисти были продолжением предплечья, ладони обращены книзу, локти на высоте плеч;
Руки за голову – согнутые руки расположены так, что пальцы касаются затылка, локти отведены назад, ладони обращены вперед;
Руки к плечам – согнутые в локтях руки касаются пальцами середины отведенных назад плеч, локти у туловища;
Руки перед грудью – согнутые руки находятся на высоте плеч, одно предплечье над другим, кисти согнуты в кулак.
Исходные положения сидя1.
Сидя ноги вперед – сидя, ноги прямые сомкнуты, носки оттянуты, слегка развернуты;
Сидя ноги врозь – ноги прямые разведены на 30-40°, носки оттянуты, слегка развернуты;
Сидя ноги сомкнуты – ноги согнуты в коленях, сомкнуты, ступни на полу;
Сидя по-турецки – ноги согнуты в коленях, одна перед другой;
Сидя на пятках – голени и носки опираются на пол, носки повернуты внутрь, ягодицы на пятках, туловище вертикально.
Исходные положения лежа2.
Лежа на спине – ноги прямые, сомкнуты, носки слегка развернуты, руки вдоль тела ладонями вниз, туловище прямо;
Лежа на животе – ноги прямые сомкнуты, руки согнуты в локтях, ладони (одна на другой) перед собой на полу;
Лежа на правом (левом) боку – положение с опорой одним боком, ноги прямые сомкнуты, руки обычно вытянуты вверх.
Имитационные упражнения
Особенно интересны упражнения, имитирующие движения животных, птиц. Каждый ребенок индивидуально, по-своему имитирует движение какого-либо животного или птицы.
Имитация ходьбы великана – спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога – прямая).
Имитация ходьбы гнома – спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.
Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.
Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.
Имитация движения полета птиц. Учащиеся выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.
Имитация движения черепахи. Из и.п. в приседе, руками сзади опереться о пол, передвигаться с помощью рук и ног: а) выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной вперед.
Имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову.
Имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно.
Имитация прыжков лягушки. Прыжки – из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа.
Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз.