Французская шахматная нотация. Как ходят фигуры в шахматах. Названия шахматных фигур

На прошлых уроках мы познакомились с нотками шахматной доски.

На этом уроке мы расскажем более подробно про обозначение шахматных полей.

Вы узнаете, что такое шахматная нотация и цифровая нотация.

Нотация - это система ходов в шахматной партии. В эту систему входит несколько методов изображения, это:

1.Буквы латинского алфавита.

2.Сокращённые названия шахматных фигур.

3.Специальные шахматные символ.

4.Цифры.

1. Буквы латинского алфавита, которые используются в нотации:

A, a, читается, как а

B , b, читается, как бэ

C, с, читается, как цэ

D, d, читается, как дэ

E, е, читается, как е

F , f , читается, как эф

G, g, читается, как же

H , h, читается, как аш

  1. Сокращённые названия фигур .

3. Специальные шахматные символы.

0 – 0 (два нуля через чёрточку рокировка в короткую сторону)

0 – 0 – 0 (три нуля через тире- длинная рокировка)

-- (знак тире, сделан ход фигурами)

: (знак двоеточие говорит о том, что побита фигура или пешка)

+ (знак плюс, означает, что королю сделан шах)

Х (говорит о том, что королю поставлен мат).

Если стоит вопросительный или восклицательный знаки, они говорят о качестве ходов: ? - плохой ход, !? – ход заслуживает внимания;?! - сомнительный ход; ! - хороший ход, !! - отличный ход.

+ ---- - у белых преимущество; -- + ---решающее преимущество у чёрных.

Данная система записи принята во всём мире. Где бы не происходили шахматные турниры, партии записываются именно по ней.

При записи партии вначале всегда пишется размещение или ход белых фигур, затем размещение или ход чёрных фигур.

В начальной позиции (или исходной) расположение фигур пишется так:

Белые:

КРе1,

Ф d1,

Ла1, Лh1

Cc1, Cf1

Kb1, Kg1

пп. а2, b2, c2, d2, е2, f2, g2, h2.

Чёрные

КРе8,

Ф d8,

Ла8, Лh8

Cc8, Cf8

Kb8, Kg8

пп. а7, b7, c7, d7, е7, f7, g7, h7.

Символы обозначения используются для записи самой партии.

Например:

Белые: Чёрные:

Настя К. Оля Т.

  1. е2 – е4 е7 – е5

Цифра 1и точка означают порядковый номер хода; т.к. название пешки не пишется, то пишем только место где она стояла и куда перешла (стояла на е2 - перешла на е4, тире означает, что пешка сделала этот ход).

Чёрные отвечают на ход белых: они с е7 переходят на е5, также пишется тире между е7 и е5.

Оба хода (за белых и за чёрных) записываются, как один общий номер 1.

Следующий ход будет под номером 2.

  1. К b1 - с3 d7 - d5

Конь вступает в борьбу, также записывается место, где он стоял (Кb1) и поле, куда он встал (с3).

Чёрные ответили ходом пешки с d7 на d5, попав сразу под удар коня и пешки.

Следующим ходом белая пешка может взять чёрную, тогда будет сделана такая запись:

  1. е4: d5 (где знак двоеточия говорит о том, что чёрная пешка атакована и взята);

Если чёрную пешку взять конём, то запись будет: 3.Кс3: d5 (3. – это порядковый номер хода, Кс3- клетка, на которой стоял конь, (:) этот знак показывает, что пешка, стоящая на d5 взята.

4. Цифровая система.

Она используется в международных соревнованиях по переписке.

Каждое поле (каждая клетка), обозначается двухзначным числом. В нём первые две цифры обозначают поле, с которого идёт фигура, а две последние обозначают поле, на которое она переставляется.

Так, например, начало партии Насти будет записываться так:

Настя Оля

1.5254 5755

При такой системе названия фигур, знаки шаха, мата не пишутся. Если пешка попадает на линию превращения, то дополнительно указывают цифру поля, на котором стояла эта фигура. Если это ферзь, то в скобках пишут (41или 48), если она превращается в ладью, то пишут то поле, на котором она стояла в начале игры (11 или 81, 18 или 88).

Задание для родителей.

Продолжайте знакомить учеников с названиями, особенностями фигур.

Для этого нужно давать задания или составлять задачи, состоящие из 2-3фигур.

Выстраивать сложные комбинации можно только для тех, кто научился хорошо ориентироваться на доске. В силу возраста дети до 6-7 лет пока не могут удерживать в памяти несколько решений одновременно.

Для закрепления нотации, шахматных символов можно провести математический диктант: вы задаёте вопрос, например, как при записи партии обозначается взятие фигуры? (:);

показывается на карточке символ и спрашиваете, что он обозначает.

Какими буквами обозначаются Ферзь, Король, Ладья, Слон, Конь? (Ф, Кр, Л, С, К) ?

Загадка:

В начале игр никак нельзя спешить вводить в игру (?) (Ферзя).

Игры.

«Чудесный мешочек»

Нужно на ощупь определить фигуры, которые с прятались в мешке. Достать и рассказать о ней всё, что ученик знает (название, где стоит, как ходит, как обозначается).

« Умная пешка».

На поле только 2 пешки и слон.

Необходимо провести пешку на поле превращения.

«Прятки с фигурами».

Расставить несколько разных фигур (количество фигур зависит от возраста, для детей до 5 лет- 3 – 4 ; от 5 до 7 лет- 7-8 фигур). Дети закрывают глаза, одна фигура убирается – дети определяют, какой фигуры не стало.

Как вариант, фигуры меняются местами, определить, какая фигура перешла на другое место.

Все игры формируют прочные знания о шахматах, они направлены на развитие речи, логики, памяти, мышления не только детей, но и взрослых.

Шахматный кроссворд, урок 9 - Ответы шахматного кроссворда:

по горизонтали: 1.Миттельшпиль 2.шахматы 3.Рокировка 7.Эндшпиль 10. Мат.

по вертикали: 2.Шах 4.Слон 5.Белые 6.Конь 8.Пешка 9. Пат 11.Ладья.

Необходимым знанием для любого шахматиста является знание шахматной нотации. Это знание позволяет шахматисту записать ход партии; воспроизводить, анализировать и разбирать сыгранные партии, а также читать шахматную литературу. В официальных матчах с классическим контролем времени игрок обязан записывать ходы.

Восемь горизонталей и восемь вертикалей шахматной доски образуют 64 поля. И каждое поле имеет свои координаты. Первая координата – одна из первых восьми букв латинского алфавита (a , b , c , d , e , f , g , h ), вторая координата – цифра (1 – 8). Таким образом, поле e 4 (например) находится пересечением вертикали e и четвертой горизонтали.

Для обозначения фигур на доске шахматистами применяются специальные сокращения:

Символ

(Русское сокращение)

Символ

(Английское сокращение)

Значение
Кр K (King) Король
Ф Q (Queen) Ферзь
Л R (Rook) Ладья
С B (Bishop) Слон
К N (kNight) Конь
п или ничего p (pawn) или ничего Пешка

Для записи ходов используются такие символы:

– (тире) Обозначение хода без взятия фигуры
x (крест или буква x ) Обозначение хода со взятием фигуры
0-0 , 0-0-0 Короткая рокировка, длинная рокировка
+ (плюс) Шах
# ( решетка) Мат
= (равно) Ничья
! , !! Хороший, очень хороший ход
? , ?? Плохой, очень плохой ход
!? Ход, заслуживающий внимания
?! Неоправданный, рискованный ход

Часто используется двоеточие : для взятия. Реже: для мата – крест x , для двойного шаха – двойной плюс ++ . Такая запись была принята в Советском Союзе и по-прежнему встречается.

Шахматная нотация бывает полной или краткой. Игрок, использующий полную нотацию, записывает каждый ход так:

  1. Номер хода.
  2. Поле, на котором стоит фигура перед совершением хода.
  3. Обозначение хода или взятия фигуры.

Запись партии с помощью полной нотации удобно вести столбиком. Подобным образом можно записать так:

  1. e2–e4 e7–e5
  2. Сf1-c4 Кb8-c6
  3. Фd1-h5?! Кg8-f6??
  4. Фh5×f7# (Фh5: f7#)

Игрок, использующий краткую нотацию, записывает ходы таким образом:

  1. Номер хода.
  2. Символ фигуры, которой ходит игрок.
  3. Обозначение взятия фигуры при необходимости.
  4. Поле, на которое пошла фигура.
  5. Знак шаха или мата при необходимости.

Тот же пример с детским матом теперь выглядит так:

1.e 4 e 5 2.Сc4 Кc6 3.Фh5?! Кf6?? 4.Ф×f7# (Ф:f7#)

Ходы чаще всего записываются в строку.

В краткой нотации шахматист не использует обозначение хода и не указывает поле, с которого был сделан ход. Поле может быть указано частично, если это требуется для уточнения. На приведенной диаграмме обе черные ладьи могут пойти на h 6. Запись хода ладьей h 7 будет выглядеть так: 1…Л7h 6. Ход ладьей h 2 следует записать: 1.Л5h 6. Здесь же стоит упомянуть, что … (многоточие) – это знак хода черных, когда ход белых не указывается. Также на диаграмме можно увидеть, что белые могут взять слона черных конями, расположенными на e 3 и b 4. Здесь шахматист должен обозначить удар конем e 3 как 1.Кexd 5 (Кe :d 5). Удар конем b 4 – 1.Кbxd 5 (Кb :d 5).

Шахматная нотация позволяет игрокам записывать позицию, которая уже существует на доске. Шахматист указывает символ фигуры и поле, на котором она находится. Положение короля записывается первым, затем указывается положение ферзя, ладей, слонов, коней и пешек.

Позиция белых фигур должна быть записана в первую очередь. Шахматист ведет запись от ферзевого фланга к королевскому. Например, белая ладья a 1 должна быть отмечена перед ладьей h 1, а пешки a 2 и c 2 перед пешками g 3 и h 4.

Таким образом, положение фигур на следующей диаграмме должно быть записано следующим образом:

Белые: Крf 1, Фe 2, Лa 1, пешки a 2, f 2, g 2, h 2.

Черные: Крg 8, Фf 6, Лf 8, пешки f 7, g 7, h 7.

Шахматная нотация - удобный способ записывать партии, чтобы их можно было повторно разыгрывать, отыскивая комбинации, понимая ошибки, или показывая своим друзьям. Попробуйте записать свою следующую партию и вы увидите, что ничего приятнее, чем правильно поставленный восклицательный знак после выигрывающего хода, решившего ее исход.

Алгебраическая нотация

Самая простая и распространенная форма записи шахматных партий называется алгебраической. Здесь каждому полю шахматной доски соответствуют буква и цифра.

На этой диаграмме белый король находится на поле с3, а черный - на поле h5.

Первая горизонталь (ряд) - это край доски, где располагаются белые фигуры в начале партии; черные располагаются на 8-ой горизонтали. Вертикали считаются слева направо со стороны белых.

Заглавные буквы используются для обозначения фигур:
Kр: Король
Ф: Ферзь
Л: Ладья
С: Слон
К: Конь
П: пешка (но по общепринятой практике "П" при записи обычно опускается)

Как записать ход

Чтобы записать ход, укажите название фигуры и поле, куда она идет. Если фигура совершает взятие, перед координатами поля назначения мы пишем символ "x", обозначающий "взятие".

Например, в этой партии первый ход белых - Кс3: конь идет на поле с3. Черные отвечают f5 (помните, "п" опускается). Белые играют е4, и черные забирают пешку fxe4, f берет на е4. Название вертикали f заменяет обозначение пешки, так как "п" опускается. Белые тоже берут Кxe4. Остальная часть партии записана так

Обозначает шах, а # - мат.

Специальные символы

x: взятие
0-0: короткая рокировка
0-0-0: длинная рокировка
+: шах
#: мат
!: хороший ход
?: плохой ход

Можно ставить несколько знаков "!" и "?", чтобы усилить оценку.

Как избежать двусмысленности

Записи Лd1 недостаточно, чтобы определить, какая ладья делает ход.

Если обычная нотация неоднозначна, добавьте в запись дополнительную букву или цифру, которая указывает на исходное положение той фигуры, которая делает ход. В нашем случае запись Лad1, ладья с вертикали a на поле d1, решает эту проблему. Когда пешка берет фигуру соперника, всегда записывайте исходную вертикаль, как мы сделали выше, написав fxe4 и gxf6.


Другие обозначения

Большинство шахматистов сегодня используют алгебраические обозначения, но есть несколько вариантов:
Длинные алгебраические обозначения указывают и исходное, и конечное поле для каждого хода.
Описательная (или английская) нотация - более старая система, где вертикали шахматной доски обозначены названиями фигур. Например, вертикаль "с" называется QB , то есть, вертикалью ферзевого слона. Горизонтали считаются со стороны каждого из игроков. Для белых QB3 - то же, что для черных QB6.

Не всегда можно сесть и сыграть партию за один присест. Бывает, нужно отвлечься на что-нибудь очень важное. Или вечер, и уже спать хочется. Или другу пора уходить домой. Как оставить не доигранную партию до следующего раза?
Можно, конечно, просто оставить фигуры на доске, но тогда их может кто-нибудь смахнуть или переставить. Или они просто будут стоять, занимать место и собирать на себя пыль.

А ещё бывает так, что хочется рассказать кому-нибудь, как прошла партия. Например, ты играл с другом и теперь хочешь пересказать папе, как выиграл у него. Но нельзя же запомнить всю партию наизусть!
Как быть в таком случае?

Взрослые шахматисты придумали простой способ записывать ходы в партиях. Этот способ называется «шахматная нотация».
Ты уже знаешь, что поля шахматной доски обозначаются буквами и цифрами. А вот обозначать буквами фигуры тебе ещё не приходилось. Это делается так:
Король — Кр.
Ферзь — Ф.
Ладья — Л.
Слон — С.
Конь — К.
Если не написано, какая фигура ходит, то имеются в виду пешки, они не обозначаются никак.

Когда ты записываешь ход, сначала пишется название фигуры, которая делает ход. Потом пишется поле, с которого сделан ход, ставится тире и записывается поле, на которое сделан ход.

Например, если чёрный конь пойдёт вперёд со своего места, то это нужно записать так:
Кb8-с6.

А если пешка, стоящая перед белым королём, движется вперёд, то этот ход будет записан так:
е2-е4.

Обрати внимание — буквы, которыми обозначаются вертикали, маленькие, а там, где названия фигур, — буквы большие. Это нужно, чтобы случайно ничего не перепутать.

Если этим ходом твоя фигура берёт фигуру противника, то вместо тире ставят двоеточие. Например, вот как выглядит ход, которым слон бьёт ладью:
Cg5:d8.

Поскольку на одном шахматном поле может стоять только одна фигура, не нужно писать, какую фигуру берут этим ходом, это и так понятно из записи предыдущих ходов.

Если ты записываешь всю партию целиком, ходы нужно нумеровать. Перед ходом поставь порядковый номер и отдели его точкой. Новое число пиши после того, как записал ход белых и ход чёрных.

Вот как, например, выглядит запись самого первого хода в партии.
1. e2-e4 Kg8-f6.
И сразу видно — белые пошли вперёд королевской пешкой, а чёрные в ответ вывели из-за ряда пешек своего коня.

После хода надо обязательно записывать пояснения к нему. Эти пояснения тоже пишутся не словами, а специальными значками, чтобы было короче.

Если этим ходом был сделан шах, то ставится знак плюс (вот такой: +).

Например, запись Фа5-е1 + означает, что этим ходом ферзь делает шах вражескому королю.

Покажи на доске, на каких полях должен стоять король, чтобы ему можно было сделать шах таким ходом.

Если этим ходом был поставлен мат и партия закончилась, ставят крестик, вот такой: х.

Вот так выглядит ход, которым ферзь ставит мат вражескому королю.
Фh5:f7х.

Если после хода партия закончилась ничьей, ставят знак равно, вот так:=.

Если пешка в конце хода превращается в другую фигуру, то надо записать название этой фигуры после конечного поля. Например, вот белая пешка доходит до конца доски и становится ферзём:
b7-b8Ф.

А вот чёрная пешка превращается в коня:
f2-f l K.

Когда хотят запомнить какие-то особенные моменты в партии, возле записи ходов ставят восклицательные или вопросительные знаки.

Знак! ставят, если ход был особенно хороший или необычный.
Знак? ставят, если ход был плохой или ошибочный. Этот значок используют, только когда хотят напомнить себе, каких ошибок не следует делать в будущем.

Когда очень спешат или не хотят занимать много места, все ходы записывают в особенной, сокращенной нотации. Тогда не пишут, с какого поля был сделан ход, а указывают только название фигуры и поле, на которое она перепрыгнула.
Например, вот так:
КbЗ.

Это конь пошёл на ЬЗ. Из записи всей партии должно быть понятно, какой конь и откуда туда пошёл. Если непонятно, какой из коней делает ход, потому что оба могут попасть на поле ЬЗ, указывают вертикаль, с которой делается ход. Вот так:
Ксb3.

Кстати, на какой клетке вертикали с должен находиться конь, чтобы сделать этот ход? Видишь, опять есть два варианта! Но очень редко бывает так, что нельзя понять, какой конь делает ход.

Если ты захочешь учиться играть в шахматы и дальше, нотация тебе обязательно понадобится — во всех серьёзных книжках про шахматы примеры записаны именно так.


Метки: ,